Воздух, который можно увидеть

14 декабря 2018

Система вентиляции в АлматыЧтобы понять, насколько критична ситуация с чистотой воздуха в Алматы, необязательно быть специалистом экологом. Достаточно посмотреть на город с площадки «Кок Тобе»: плотная завеса смога покрывает его густым черным туманом. Возможно ли изменить экологию южной столицы?

Актуальные разработки

В 2015 году на рынке мобильных приложений появилась программа мониторинга качества воздуха в Алматы - AUA (Almaty Urban Air). Руку к созданию AUA приложили общественный фонд Common Sence, Генеральное консульство США и Казахский национальный медицинский университет имени Асфендиярова. Приложение не только делилось с пользователем показателями влажности и температуры, но и, исходя из приведенных данных, рекомендовало, например, лучшее время для пеших прогулок или занятий спортом. Радостная весть о появлении универсального помощника «правдоруба» всколыхнула сеть в ноябре, а уже в декабре разработчики Almaty Urban Air анонсировали приостановку деятельности. Уход программы на пике популярности объяснялся просто - представители Управления природных ресурсов и регулирования природопользования города сочли предоставляемые в ней сведения необъективными. Создателям AUA «указали их место», вменив нарушение Закона о единых средствах измерения. Уточнялось также, что монополия на право сбора подобных данных принадлежит Казгидромету, приборы которого установлены в районе Медеу. Несложно догадаться, что воздух там действительно чище.

За разъяснениями мы обратились непосредственно к разработчикам.

- Приложение работает. Оно было приостановлено для проверки государственным органом, успешно проверку прошло. Данные признаны валидными и приняты Казгидрометом в информационный бюллетень, - последовал ответ.

Социальные сети

Несмотря на возникшие законодательные сложности, у программы первопроходца вскоре нашлись последователи. В 2017 году пользователь Facebook Павел Александров прямо на своей страничке начал делиться с подписчиками сводками об уровне содержания в алматинском воздухе частиц пыли (отслеживать ситуацию можно на Airkaz.org). Для этого мужчина даже установил в некоторых точках мегаполиса датчики пылемеры, которые нередко фиксировали многократное превышение положенной нормы (допустимый в Казахстане уровень содержания пыли - 35 микрограмм на кубический метр. - Авт.).

- Изначально я делал прибор для себя, - вспоминает Павел. - Но оказалось, что многих интересует информация о состоянии воздуха в городе. Постепенно количество приборов стало расти, и получилась целая измерительная сеть. Моя цель - максимальное информирование широкой общественности о реальном состоянии воздуха города, чтобы люди могли уберечь себя, насколько это возможно, от вредного воздействия смога.

Рассказал общественник и о разнице показаний с Казгидрометом. По его словам, раньше данные по PM2.5 (твердые частицы размером менее 2,5 микрон) отличались в 15-20 раз, но после сверки метеорологи внесли некоторые изменения и сейчас предоставляемые ими цифры очень близки к цифрам с приборов Павла. К слову, в последнем информационном бюллетене Казгидромета общая оценка загрязнения атмосферы - «высокая» (превышена концентрация диоксида азота и мелкодисперсных частиц).

К возможности быстрых перемен к лучшему Александров относится скептически, поскольку «чиновники не склонны к диалогу».

- Никаких позитивных изменений я не наблюдаю. Вместо реальных действий власти занялись репрессиями автомобилей, что создает только еще большие пробки. Ничего не предпринимается в отношении ТЭЦ, газификации частного сектора - настоящей, а не на бумаге, честного техосмотра и контроля токсичности автомобилей. Город закупает дизельные автобусы, - сетует Павел.

Мужчина также отмечает негативную тенденцию - власти, по его мнению, бездоказательно винят во всех грехах автомобили, тем самым перекладывая ответственность на горожан.

Но никто не может объяснить, почему загрязнение воздуха в 7-8 раз возрастает именно в отопительный сезон и при чем тут автомобили, - подытожил он.

А что акимат?

Быстрый просмотр заголовков последних эко новостей однозначно дает понять: Павел не ошибается. Недавно аким Алматы Бауыржан Байбек в очередной раз назвал авто источниками 70% вредных выбросов и озвучил необходимость проведения транспортной реформы.

Упомянуто было также влияние ТЭЦ (11% выбросов, по данным градоначальников) и частного сектора. Какие меры, кроме транспортной реформы, было предложено предпринять? ТЭЦ по поручению президента должны перевести на газ, но это, как уточняется, сложно и дорого - проект находится на этапе технико-экономического обоснования. Что до частного сектора, власти обещались подвести газовые магистрали до конца года. Более конкретные сроки озвучены не были.

«Зеленое спасение»

Организация «Зеленое спасение» занимается привлечением внимания к целому ряду экопроблем в городе, воздух - не исключение.

В 2014 году «зеленые» били тревогу: чтобы в городе легче дышалось, из него пришлось бы выселить не меньше миллиона человек. Дабы проиллюстрировать тяжесть положения, председатель организации Сергей Куратов тогда сравнил Алматы с однокомнатной квартиркой, в которой ютятся 20 30 человек, и отметил: вопрос об ограничении численности населения поднимался еще в 60 х, но тогда, по крайней мере, было побольше зеленых насаждений и поменьше застроенных площадей.

На сайте общественников можно в числе прочего обнаружить расследования разоблачения, где официальная информация заметно уступает в драматизме и количестве интересных деталей неофициальной. Яркий пример - материал уже знакомого нам Павла Александрова, который прямым текстом называет ТЭЦ основной причиной загрязнений.

Здоровье горожан и не всем известные частицы PM2.5

Между тем загазованность, смог и облака пыли негативно сказываются не только на нашем чувстве прекрасного - они серьезно портят здоровье. Врачи называют плохую экологию одним из главных факторов, провоцирующих развитие раковых образований. Плохой воздух ослабляет иммунную систему, вызывает аллергии, инфаркты и инсульты, не зря сегодня его называют «убийцей номер один в мире» - более опасным, чем войны и катастрофы.

Отдельно хотелось бы остановиться на частицах PM2.5. За малопонятным названием прячется воздушный загрязнитель, объединяющий в себе твердые микрочастицы и мельчайшие капельки жидкостей. Содержатся они и в сравнительно чистом воздухе лесов и прибрежий, но наибольшую опасность представляют именно в городской среде. Дело в завышенной концентрации и составе самих частиц. Как правило, в них присутствуют включения асфальта, солей, сажи и пр.

В соответствии с нормами, принятыми Всемирной организацией здравоохранения, среднегодовой уровень PM2.5 не должен переваливать за отметку 10 мкг/м3, среднесуточный - 25 мкг/м3.

По подсчетам ВОЗ, на долю мелкодисперсных частиц приходится 3% смертей от заболеваний сердечно-сосудистой системы и 5% смертей от рака легкого. Проводимые под эгидой организации исследования даже обнаружили связь между длительным воздействием PM2.5 и развитием атеросклероза, осложнениями при родах и диабетом. Ученые предположили, что вдыхание этой грязи в среднем отнимает почти год жизни.

Плохой воздух нельзя сравнить с отравляющим газом, ведь «эффект» от него не моментальный. Частицы накапливаются в организме, он изнашивается постепенно, незаметно.

Любопытный факт - за один день среднестатистический житель мегаполиса вдыхает 200 миллиардов частиц PM2.5, половина из них откладывается в легких. Сразу вы этого не почувствуете, но со временем такая «терапия» может аукнуться серьезными проблемами - и не только с дыханием.

Немного статистики

В прошлом году, по исследованиям мониторингового агентства Energy Prom, самыми распространенными болезнями казахстанцев стали недуги, связанные с органами дыхания. Больше всего подобных случаев было зарегистрировано в экологически проблемных регионах - промышленной Павлодарской области и, конечно, южной столице.

Система вентиляции в Алматы

Источник: inform.kz


Вернуться к списку новостей

Партнеры