По степени загрязненности воздуха Алматы близок к Дели, заявляет эколог, старший научный сотрудник лаборатории «Экология биосферы» Насиба Байматова.
«Мы проводим (мониторинг загрязненности воздуха в Казахстане – КазТАГ) один раз в год, но и эти данные позволили дать оценку, на каком уровне находится Алматы. А находимся мы рядом с китайскими городами, также с Дели, но в Дели живет 22 млн человек, у нас — 2 млн», — сказала Байматова в ходе экспертной дискуссии «Экология Казахстана: как бороться с загрязнением атмосферы в городах» во вторник.
Не лучше обстоят дела с воздухом и в Казахстане в целом. По данным «Экологии биосферы», в США среднесуточная концентрация бензола – 30 мкг/м3, а в Казахстане — 100 мкг/м3, а бензол – это канцероген первой группы, вызывающий различные виды рака.
Вместе с этим Байматова обратила внимание на недостаточность исследований в области состояния атмосферного воздуха.
«У нас данных – ноль, верить одному источнику (РГП «Казгидромет – КазТАГ) — это в корне неправильно и ненаучно, но в систему мониторинга никто не вкладывается», — подчеркнула эксперт.
В этом вопросе с экологами солидарен директор центра прикладных исследований TALAP Рахим Ошакбаев, который называет мониторинг вопросом базовым, но нерешенным.
«Мы не можем опираться и доверять экологической информации, ее недостаточно. Говорить о том, что у нас есть многолетние наблюдения по поводу динамики загрязнения воздуха сегодня невозможно», — полагает экономист.
По его мнению, только получив адекватные исходные данные, можно определить цели, которых Казахстан хочет достичь.
«Что мы хотим? Чистый воздух. Чтобы двигаться в этом направлении, нам нужно понять, где мы находимся, добиться репрезентативности данных. Дальше идут разные решения, они тестируются: каков будет их вклад в чистоту воздуха, во сколько эти мероприятия обойдутся бюджету, насколько реализуемы в принципе», — считает Ошакбаев.
Как один из механизмов решения вопроса он предлагает закрепление предельно-допустимых концентраций (ПДК) того или иного вещества в воздухе на законодательном уровне.
«Сейчас идут общественные слушания по проекту Кодекса о здоровье. Поскольку грязный воздух страшнее, чем табак, алкоголь и наркотики, мы задались вопросом: почему в этом проекте нет ни слова о ПДК? Сейчас разрабатывается редакция статьи 117 Кодекса, минздрав согласен ее включить, и можно попробовать через санитарно-гигиенические нормативы, утверждаемые ведомственными приказами, привести наши ПДК к стандартам ВОЗ», — предлагает эксперт.
При этом он акцентирует внимание на недостаточности внимания к проблеме атмосферного воздуха со стороны государства.
«Наш центр специализируется на изучение госпрограмм, документов. Мы не видим никаких убедительных стратегий, приемов, инструментов для снижения уровня загрязнения. В Астане разрабатывается стратегия низкоуглеродного развития, уже второй год, но как она реально повлияет на снижение загрязненности, я не понимаю», — резюмирует Ошакбаев.
Как сообщалось, Казахстан занял 20 место из 73 в рейтинге стран с самым загрязненным воздухом, обойдя Перу и уступив Косово, согласно проведенным исследованиям Greenpeace совместно с разработчиком программ AirVisual. В расчет принималось количество в воздухе частиц PM2.5 как наиболее опасных для здоровья.
Кроме того, в рейтинге столиц с самым грязным воздухом Астана заняла 19 место из 62, Киев – 45, Москва – 53.
По международным данным, в 9 городах Казахстана уровень загрязнения воздуха высокий и очень высокий, еще в 20 городах этот уровень повышенный. По данным ВОЗ, уровень смертности от грязного воздуха составляет по всему миру 7 млн человек в год. Для сравнения, этот же показатель от табакокурения составляет 6 млн человек.
Система вентиляции в Алматы
Источник: zonakz.net